Среда, 24.04.2024, 23:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
SPAMTREST
Меню сайта
СМИ 2 WMLINK
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


 

Спам вашему дому

 Дитя военных технологий Интернет своим появлением взорвал мир, предложив обществу новое измерение - электронное информационное пространство. И хотя последствия этой революции человечество так пока и не осознало в полной мере, интернет-экономика уже имеет свою короткую, но весьма бурную историю. Преодолев бум инвестиций конца прошлого века и кризис в начале нынешнего, электронная коммерция ищет свою оптимальную нишу в структуре общественных отношений.

 Высокий коммерческий потенциал интернета связан с широтой охвата аудитории, высокой скоростью коммуникации при небольших издержках, свободой действий, не связанных административными препонами. Вместе с тем, злоупотребление этими достоинствами в корыстных целях привело к формированию целой отрасли интернет-экономики - спамерства. 

 

Под спамом подразумевается рассылка пользователям без их ведома и согласия электронных писем, как правило, рекламного характера. Возникнув как невинная забава, спамерство превратилось в целую индустрию с разделением труда и цепочкой участников.

 

Если два года назад для автора этих строк чтение единичных спамерских посланий было потехой, то теперь, когда их число превысило сто сообщений в день, одно только их удаление (ни о каком чтении уже и речи нет!) отнимает драгоценные минуты рабочего времени, складывающиеся в потерянные часы.

 

Интерес к экономической сути спама и ситуации вокруг него связан с убежденностью, что именно в этой плоскости заложен корень проблемы, а значит, кроется и потенциал успешной борьбы с этим маргинальным явлением.

Если спам рассылают, значит, это кому-нибудь нужно

 

Спам - одна из серьезнейших проблем современного интернета и одновременно один из самых прибыльных видов рекламы и маркетинга. Бешеный успех и популярность с одной стороны (отправители), слезы и плач с другой (потребители). Попытаемся немного разобраться в экономических основах причудливого парадокса, рассмотреть явление спама с точек зрения обеих конфликтующих сторон. Технические аспекты вопроса, детальное исследование которых выходит далеко за рамки настоящей статьи, будут приводиться в той мере, в которой это необходимо для понимания.

Кантеровская вещь в себе

 

В этом году исполнилось ровно десять лет со дня появления спама. 5 марта 1994 года аризонский юрист Лоуренс Кантер с помощью специальной, собственноручно написанной программы заполонил Usenet (прародителя современных интернет-форумов, досок объявлений и чатов) рекламой своей совместной с женой Мартой Зигель фирмы Canter & Siegel, предлагая желающим поучаствовать в розыгрыше вида на жительства в США. По нынешним меркам, совсем незначительное событие в те времена было страшным нарушением достаточно сурового и аскетичного сетевого этикета, по кощунству сравнимым с воплем "Спартак - чемпион!" на трибуне, до отказа заполненной болельщиками ЦСКА.

 

Впрочем, педанты утверждают, что формально Кантер не был первым спамером. Одни доказывают, что еще 3 мая 1978 года представитель DEC разослал всем пользователям тогда еще Arpanet (матери всех электронных сетей) письмо, в котором сообщалось о дате демонстрации новых моделей компьютеров. По другой версии, 31 марта 1993 Ричард Депью по ошибке разослал одно и тоже сообщение в 200 экземплярах. Как бы там ни было, Canter & Siegel вошли в историю как "Адам и Ева" спамерства, "запомнились своей наглостью, стремлением сделать на этом деньги и уверенностью в своем праве на это" (Net Abuse FAQ).

 

Одним из направлений борьбы со спамом является предотвращение подделки обратных адресов. О предназначенной для этого технологии SPF читатйте в статье "Предъявите паспорт"

Вообще-то, под фирменным названием Spam в американских супермаркетах продавался консервированный колбасный фарш. Словечко стало популярным в 1972 году благодаря скетчу английской комик-группы Monty Python's Flying Circus, в котором посетители ресторанчика, пытающиеся сделать заказ, вынуждены слушать хор викингов, воспевающий мясные консервы фирмы Spam. Нарицательным это слово стало еще в 1980-ых гг., когда спамом стали называть чрезмерную публикацию файлов в многопользовательских системах и телеконференциях, досаждающую нормальным пользователям. Наконец, естественным образом термин окончательно приклеился к невостребованной корреспонденции. Действительно, открывая почтовый ящик, забитый непрошеными письмами, современный пользователь чувствует себя посетителем того самого ресторана с хором викингов.

 

 

Нанеся пару исторических штрихов, заметим напоследок, что спам был рожден в целях извлечения прибыли и с самого начала продемонстрировал свой колоссальный потенциал на данном поприще. По словам самого Кантера, те первые рекламные рассылки принесли его компании небывалую прибыль - 100-200 тысяч долларов при ничтожных вложениях! Тем самым, взрывной рост спама был неминуем, ибо он был чудовищно выгоден (как тут не вспомнить слова Маркса о том, что при прибыли в 300% капитал готов на любые преступления, а ведь рентабельность спамерства может исчисляться тысячами процентов).

Рассылки ждет большой успех

 

Успех спам-бизнеса является стечением сразу нескольких обстоятельств, которые мы разберем подробно.

 

Дешево и сердито: технологическая дешевизна доставки. Краеугольный камень удачи спамеров. Действительно, даже в старые времена, когда сетевые технологии были роскошью, а не средством передвижения, стоимость технической доставки электронных писем была ниже стоимости обычного письма. Что же говорить о нашем времени, когда в силу жесткой конкуренции цены на подключение и доступ в интернет постоянно снижаются при постоянном росте пропускной способности каналов.

 

В этих условиях техническая себестоимость рассылки писем постоянно снижается. На сегодняшний момент за миллион (!) писем спамер платит всего один доллар, и это не предел (использование нелегальных методов рассылки спама, о которых речь пойдет ниже, еще более снижает его себестоимость)! Для сравнения, на эту сумму можно послать три обычных письма по России. В свою очередь, за этот миллион разосланных писем спамер получает от рекламодателей от $100 и более (спамеры-одиночки сбивают цены до $50-70 за миллион писем, но их доля мала, кроме того, риск мошенничества, низкое качество услуг и сервиса резко снижают спрос на их услуги). Разница говорит сама за себя, "спамеры живут припеваючи и за год работы имеют возможность купить "Ягуар", а те, кто борется со спамом, ездят на "Жигулях" (Евгений Касперский, соавтор одноименного антивируса).

 

Спам везде: скорость доставки. Появление спама в ящиках клиентов после заказа рассылки - дело нескольких часов, а иногда и минут. Поэтому при современном уровне технологий спам дает мгновенный эффект, недостижимый для иных рекламных технологий.

 

Заплати и спам спокойно: минимальный порог входа на рынок. Как шутят сами спамеры, "главное, что нужно, это удобное, мягкое кресло". Кроме того, компьютер, быстрый доступ в интернет (выделенный канал) и... мозги, с помощью которых можно добрать все остальное в Сети или написать собственные программы. В среднем, при выходе на этот рынок спамер тратит 500 долларов на покупку и разработку ПО плюс ежемесячно тратит в пределах 200 долларов (оплата доступа в интернет и необходимой информации для проведения рассылок).

 

Всем спам: широта охвата аудитории. Если на заре развития технологии интернет был уделом избранных специалистов, то теперь он вошел в быт огромной части населения земного шара - потенциальных потребителей товаров и услуг, о которых они скоро узнают из электронной почты.

 

Бурлаки на спаме: разделение труда. Спамеры-одиночки хотя и существуют, но не они делают погоду на рынке, интересном своей сформировавшейся специализацией труда. Открывают бизнес-цепочку сборщики email-адресов - охотники за нашими "электронными паспортами", будущими жертвами массовых рассылок. Сбор осуществляют специальные автоматические программы-роботы, просматривающие (сканирующие) тысячи веб-страниц Сети, вырезая (фильтруя) оттуда выражения вида пользователь@доменное.имя. После сортировки сырого материала - по специфике, географии, качеству (например, корпоративные адреса типа user@company.com ценятся гораздо выше почтовых ящиков бесплатных публичных сервисов вроде user@mail.ru) - формируется готовая к употреблению база данных email-адресов (Б@Д) или несколько тематических Б@Д, которые могут сразу использоваться по назначению, а могут продаваться другим участникам рынка. Ориентировочная стоимость Б@Д составляет порядка $0,1-1 за тысячу адресов. Качественные Б@Д необходимо постоянно обновлять из-за быстрого "старения" содержащейся в них информации.

 

Следующими флаг подхватывают сборщики адресов АПС, анонимных почтовых серверов (анонимным называется почтовый сервер, обрабатывающий любую поступающую почту без контроля отправителей), то есть охотники за ресурсами. По названию можно догадаться, что такие серверы, существующие в сети по ряду причин (обсуждение этих причин технического характера выходит за рамки статьи, хотя одна из них будет упомянута ниже), позволяют спамерам осуществлять бесконтрольные рассылки почты, поэтому без них спам невозможен. Методика создания и использования базы данных АПС (Б|Д) практически аналогична описанному выше процессу работы с Б@Д, включая сканирование, сбор, сортировку, обновление, куплю-продажу. Отличие лишь в технике сбора информации: программа-робот сканирует компьютеры, собирая адреса тех из них, с которыми удалось успешно провести тестовый сеанс анонимной почтовой связи.

 

Пока ловцы душ и ресурсов забрасывают сети поисковыми запросами, спам-рекламные агенты ищут покупателей рассылок. Из-за ужесточения политики провайдеров в отношении спамеров открытая реклама спам-услуг в Сети практически исчезла. Теперь спам-агенты используют как нелегальные интернет-каналы (в частности, сайты, чаты, форумы пиратов, хакеров и прочих сетевых маргиналов), так и реальную рекламу в печатных СМИ, посредничество обычных рекламных агенств и т.д.

 

В последнее время полку спамеров прибыло. Хакеры и вирусописатели, растоптав старые идеалы чистого сетевого искусства (самосовершенствование, высокое мастерство исполнения, аскетизм, все эти ценности прежних хакеров почему-то окрестили мальчишеством: "Подростковый период для хакеров закончился. Желание славы сменило стремление к наживе". Хотя, на наш взгляд, дело в смене сетевых ценностей: на смену романтикам-мастерам пришли бизнесмены-ремесленники), нацелились на свой кусок пирога спам-прибыли. Их специализация - нелегальный захват ресурсов (прежде всего, открытие на захваченных машинах упоминавшихся АПС - мечты каждого настоящего спамера) и кража информации для спамеров, создание шпионского ПО, реклама спам-услуг, противодействие антиспамовым системам. Другие детали их деятельности мы затронем далее при обсуждении потерь от криминального спама.

 

Предварительные этапы завершены, и на сцену выходят собственно отправители спама. Заключительные шаги: подготовка рекламного письма, приобретение ПО для массовых рассылок (загружается из интернета, покупается или пишется собственноручно), настройка программы (загрузка в нее Б@Д и Б|Д) и ее запуск на радость всем нам.

 

Звенья спам-цепи могут функционировать независимо друг от друга, а могут сочетаться в любых комбинациях. Например, крупные профессиональные спам-фирмы объединяют под одной крышей все этапы работы и сами продают продукты из спам-цепочки. Спамеры-одиночки вынуждены покупать часть промежуточных продуктов (как правило, Б@Д и Б|Д). В целом, нужно констатировать факт, что спам-индустрия как бизнес-модель - идеально отлаженный механизм. Благодаря гибкости и модульности она работает оперативно и эффективно.

 

Вечером спам - утром деньги: эффективность для рекламодателей. Именно минимальные затраты при максимальной эффективности порождают устойчивый и растущий спрос на спам-услуги, вращающий маховик всей спам-индустрии. Как показывает практика, средняя стоимость привлечения клиента при помощи спама сейчас составляет $1-2 за человека. То есть, заплатив смешную сумму в $100 за рассылку миллиона писем, заказчик получает до сотни обращений потенциальных покупателей товара или услуги, причем практически мгновенно. По статистике, 90% получателей удалят спам, не читая (к ним относится и ваш покорный слуга), но 10% заглядывают в письма, а еще, как минимум, один из тысячи адресатов откликается на рекламу, обеспечивая куском хлеба с маслом и спамера, и заказчика. Выгоду спамеров подтверждают даже их противники. По данным опроса антиспамерского журнала "Спамтест" (осень 2003 года), 100% опрошенных заказчиков (телефоны были взяты из спам-писем) подтвердили эффективность спама и готовность к заказу новых рассылок.

 

Контингент заказчиков формируется, в том числе и посредством "сетевого маркетинга": после удачного опыта заказчики становятся постоянными клиентами, потом приводят новых клиентов (Дмитрий Новгородцев, DEMETRIUS Software).

 

"Мы говорим: что для одного мусор, для другого - богатство. Так это и работает. Если мыловаренная компания завтра пошлет купон "бесплатное мыло" десяти миллионам людей, я гарантирую, что огромное количество народу возьмет этот купон и понесет в магазин. А другие скажут: "Я больше никогда не буду покупать мыло этой компании". В этом прелесть интернета. Каждый сам решает, что ему делать со всей этой информацией", - говорит Сэнфорд Уоллес - один из отцов спамерства, известный под ником "Спамфорд" или "король спама" (В 1990-ых годах создал и возглавлял одну из первых спамерских компаний Cyber Promotions, рассылавшую 30 миллионов спамерских писем ежедневно, и ушел из нее после судебных преследований со стороны AOL и CompuServe. Впрочем, и последующая деятельность Уоллеса в сфере Spywire, одном из направлений спам-индустрии, была запрещена недавно, в октябре 2004 г., по решению суда).

 

Выгодность спам-бизнеса подтверждает и крайняя разнородность участников: от спамеров-одиночек через разработчиков ПО, подрабатывающих спамом, к профессиональным спамерским конторам, маскирующимся под рекламные агентства. Более того, спам стал одной из стандартных услуг, предлагаемых обычными рекламными агентствами (зачастую не напрямую, а через субподрядчиков).

Вторая часть подробного исследования "Экономика спама". Первую часть читайте здесь.

 С мира по клику - спамеру сорочка

 Для начала обратимся к статистике Рунета. Ежемесячный доход спамера-одиночки составляет не менее двух тысяч долларов США. Крупные спамерские конторы благодаря обильному потоку клиентуры зарабатывают от 30 тысяч долларов в месяц. По разным оценкам, доходы российских спамеров в 2003 году составили от полутора до пяти миллионов долларов. Всего же в 2003 году в мире было разослано около 30 млрд. писем, прибыль от которых составила около $5 млрд. По прогнозам экспертов, если тенденция сохранится, то к 2007 году эта цифра составит $40 млрд. Однако, каковы бы ни были реальные доходы спамеров, ущерб от их деятельности существенно выше. Пришло время взглянуть на проблему с другой стороны. 

А у меня спам, и значит, мы умрем

 Удачный бизнес спамеров оборачивается головной болью всех остальных сетян. Некоторые отчаянные пессимисты, такие как профессор Хельсинкского политехнического университета Ханну Кари, вообще предрекают смерть интернета уже к 2006 году из-за пандемии спама и вирусов. Умеренный пессимист Антон Носик ("Рамблер") говорит о возможной смерти собственно электронной почты. Хотя, на наш взгляд, опасения преувеличены, серьезность проблемы налицо. По оценкам специалистов, общий ущерб от спама в прошлом году составил $20 млрд. Попытаемся теперь оценить основные статьи потерь, связанных со спамом. 

 

Спам подкрался незаметно: потери на доставке. Доставку спама, в конечном итоге, оплачивает потребитель, то есть мы с вами. Выходит, спамеры облегчают наши карманы. По различным оценкам (АДЭ, "Рамблер", управление "К" ГУСТМ МВД) у граждан России в прошлом году спамеры похитили от 55 до 200 миллионов долларов США. Только частные интернет-пользователи России ежегодно платят совокупный "налог на спам" в размере порядка $120 млн., что шестикратно превысило бюджет госпрограммы "Электронная Россия" в 2002 году.

Одним из направлений борьбы со спамом является предотвращение подделки обратных адресов. О предназначенной для этого технологии SPF читатйте в статье "Предъявите паспорт"

 

Главной мировой тенденцией является постоянный и неуклонный рост доли спамерских писем в объеме электронной корреспонденции. В этом году был установлен печальный рекорд: сначала доля спам-сообщений превысила долю нормальной корреспонденции, а в настоящее время ее доля уже находится на уровне 63-85% (63% - MessageLabs, "Мировой спам за первое полугодие"; 70-80% - "Ашманов и партнеры", данные по Рунету за тот же период; 85% - ITU, "Мировой спам в июле", 75% - Postini, сентябрь; более 85% - Email Systems, "Британская почта в августе 2004 г."), опровергая прогнозы Radicati Group, обещавшей 70% к 2007 году. По данным последней, из 68 млн. ежедневно отправляемых сообщений 35 млн. являются спамом. Из-за столь бурного роста американские аналитики из компании Basex присвоили спаму как явлению титул "Продукт года". По их мнению, ни одно "изделие" не повлияло на бизнес во всём мире в такой степени, а количество спама и связанных с ним проблем удвоилось. Поэтому не исключено, что спам станет и "Продуктом года-2004".

 

Эх, полным-полна моя коробочка: потери рабочего времени. Работая со своей почтой, люди неизбежно тратят время на сортировку спамерских сообщений. Чем больше спама приходится им отсеивать, тем больше потери рабочего времени, влекущие за собой снижение производительности труда. По мнению многих экспертов, именно этот фактор, с одной стороны, трудно поддается точной количественной оценке, а с другой стороны, определяет основные потери фирм от спама (в частности, в несколько раз превышает потери на техническую доставку).

 

Для оценки такого ущерба необходимо знать среднее время, затрачиваемое работником на обработку спам-письма и среднее количество получаемых работником спам-писем в день. Разброс в оценках этих показателей довольно большой, соответственно, оценка ущерба колеблется в широких пределах. Например, оценки потерь фирм США из-за снижения производительности труда работников, связанной с обработкой спам-корреспонденции, в 2003 году колеблется от $10 млрд. (Ferris Research) до $87 млрд. (Nucleus Research). Причиной такого расхождения является широкий разброс в оценке продолжительности средней обработки спам-письма пользователем - от 4 до 84 секунд.

 

Спама на спаме не оставим: расходы на защиту. Стремясь оградить себя от нежелательной почты и связанных с ней потерь в производительности, фирмы выделяют существенные средства на противоспамерские системы. Основные затраты по этой статье - покупка необходимого оборудования и ПО. Поскольку спамеры постоянно совершенствуют стратегию своих действий, существенная доля средств тратится на постоянное сопровождение антиспамерских систем (мониторинг, контроль, обновление и т.д.).

 

В 2003 году фирмы США потратили на антиспамерские мероприятия от $120 млн., по данным Ferris Research, до $635 млн., если верить Radicati Group. Все специалисты в один голос твердят о неуклонном росте затрат на данном сегменте рынка. В частности, объем антиспамерского рынка США в 2005 году предсказывается на уровне $2 млрд. Европейский рынок антиспамовых решений к концу 2004 г. составит 207 млн. евро, а к 2008 г. вырастет до 447 млн. евро (Radicati Group). Опрос сотрудников 82 компаний из списка Fortune 500, проведенный фирмой Nucleus Research, свидетельствует об увеличении потерь по обсуждаемой статье, чему не смогло помешать и принятие антиспамерского закона в США (данные за май 2004 г. против июля 2003 г.): потеря производительности компаний - 3,1% против 1,4%; среднемесячные "поголовные" убытки на обработку спама - $1934 против $874.

 

Спам подошел из-за угла: ущерб от криминального спама. Спам стал активно использоваться как канал для различных видов мошенничества и противозаконной деятельности. В частности, реклама фармацевтических препаратов и пиратского ПО - несомненный хит сезона 2004 года, а доля традиционного лидера прошлых лет, порнорекламы, снизилась в несколько раз. Фактически, спамеры стали ведущими игроками на никем не контролируемом "черном рынке" фальшивых лекарств и нелегального ПО. Кроме того, неуклонно растет доля откровенно мошеннических писем, нацеленных на кражу денег клиента, польстившегося на приманку быстрого обогащения. Как показывает практика, всегда находятся люди, попадающиеся на эту, старую как мир, уловку.

 

Другой, более изощренный вид обмана даже получил специальное название - fishing ("рыбалка", англ.). Суть фишинга состоит в "выуживании" (отсюда и термин) у клиента конфиденциальной информации с целью использования в корыстных целях. Наиболее распространена охота за номерами и PIN-кодами кредитных карт. В спаме рекламируются сайты-ловушки, на которых различными способами (регистрация пользователей, анкетирование, участие в розыгрыше призов и т.п.) происходит сбор соответствующих данных. При этом фантазия мошенников безгранична: в качестве приманки может выступать фиктивный интернет-магазин с очень выгодными ценами, подложный сайт известных фирм, фиктивный специализированный ресурс по интересующей пользователя тематике и т.д.

 

Другая стратегия фишинга - рассылка поддельных писем от имени известных пользователю компаний с той же целью выуживания конфиденциальной информации. В связи с появлением в сети множества пользователей, слабо разбирающихся в "подводных камнях" информационных технологий, описанные простые методы эффективно работают. По данным Truste, в 2003 году американцы потеряли 500 миллионов долларов, попавшись на "удочки" фишеров. Производители антиспамерского ПО один за другим объявляют о создании специальных антифишинговых фильтров, что только подтверждает остроту проблемы.

 

Говорим о спаме, подразумеваем вирусы: вируспамерство. Очень опасное событие с далеко идущими последствиями - окончательно оформившийся в текущем году симбиоз спамеров и вирусописателей, нацеленный на ведение совместного бизнеса. Создатели вирусов предлагают продукты, преодолевающие и блокирующие антиспамовую защиту, предоставляющие ресурсы захваченных компьютеров для рассылки спама и сбора личной информации пользователей.

 

Помощь хакеров неоценима для спамерских технологий. Спамер, если он подобно Остапу Бендеру, чтит уголовный кодекс (по крайней мере, в тех странах, где спам не является уголовно наказуемым деянием), не опускаясь до банального и примитивного использования номеров кредитных карточек (хотя не исключено, что он может выгодно продать эту информацию менее щепетильным "специалистам" по этой части), поступит более изящно, на грани искусства. Проанализировав ваш почтовый архив, он обратится к вам от имени друга или родственника с использованием имен, кличек животных, названий знакомых мест, шуток, описаний событий и т.п. Этим плагиатом, надерганным из ваших и присланных вам писем, он убьет двух зайцев сразу, обманув и антиспамовый фильтр, и вас. Другими словами, конфиденциальная информация может эффективно использоваться для лучшей маскировки спама под личную корреспонденцию, что снижает его уязвимость для антиспам-фильтров и повышает вероятность его прочтения получателями.

 

В свою очередь, спамеры распространяют вирусы, включая их в свои письма. Сейчас все больше спама содержит вирусную начинку самого широкого спектра действия. Такой спам не просто съедает рабочее время, но и угрожает информационной безопасности фирмы в полном объеме: потенциальный взлом системы и кража конфиденциальной информации, выведение из строя ("завешивание") системы, "зомбирование" ее с последующим нелегальным использованием против третьих лиц и т.д.

 

Следует признать, что союз спамеров и вирусописателей, прямо-таки рожденных друг для друга, обладает огромным, разрушительным потенциалом. Гибкость, изменчивость, быстрота, стратегическая и методическая креативность, максимально эффективное использование сильных и слабых сторон ИТ-технологий - вот что лежит в основе настоящих и неизбежных будущих, возможно, еще более разрушительных спам-вирусных эпидемий. Вируспамерство - это тот самый дракон, у которого отрастают три головы взамен отрубленной одной…

 

Спамим умное, доброе, вечное: управление мнением. Оригинальная новинка от спам-кутюрье сезона 2004 года: финансовые письма с советами по вложению денег, как правило, со ссылками на "инсайдерскую" информацию. Часто этот спам маскируется под легальные рассылки известных аналитиков финансовых рынков. Целью спамеров является влияние на рынок акций тех или иных компаний, причем инсайдером рынка становится сам спамер. Доля таких писем относительно невелика, поэтому вряд ли спамеры много зарабатывают на подобной инсайдерской информации. Однако интересен сам факт появления подобных писем, "пробы пера" в новой для спамеров области деятельности. Если ранее рассылался только англоязычный спам подобного типа, то в последнее время появилась и российская реклама, нацеленная на наши фондовые рынки. Необходимо заметить, что объем и емкость российских биржевых площадок существенно меньше западных, поэтому качнуть биржевые цены можно гораздо меньшим действующим фактором. Поэтому действия российских спамеров на данном поприще могут иметь больший эффект.

 

В более же широком аспекте можно предвидеть появление спама, нацеленного на воздействие, а то и манипуляцию коллективным и общественным мнением. И чем больше людей будут вовлечены в интернет, тем больше будет потенциал подобных спам-стратегий, обкатка которых началась с финансовых писем. Политический спам-пиар, государственный спам-прессинг и т.п. Вот что нас ждет в будущем, можно предположить с изрядной долей вероятности.

 

Спам рубят - щепки летят: потеря почты. Наконец, еще одна объективно предсказуемая проблема - утрата деловой корреспонденции из-за ложных срабатываний антиспамовых систем. В частности, о подобных проблемах (срыв ряда сделок из-за потери писем между продавцом и покупателем, отраженных антиспамовыми фильтрами) объявил интернет-аукцион eBay. Теперь пользователям приходится соблюдать определенные правила, чтобы их письма не блокировались спам-фильтрами (не использовать большие буквы и определенные слова в заголовках, не рассылать много писем одновременно и др.). Более серьезная проблема возникла в этом году, когда антиспамовые фильтры компании MessageLabs стали блокировать легальную рассылку новостей другой компании, Newsnow. Взаимного согласия по данному вопросу достичь не удалось, и теперь пострадавшая сторона обдумывает свои юридические действия. Кроме того, в некоторых областях бизнеса ущерб от потери одного делового письма может перекрыть ущерб от сотни и тысячи спамерских сообщений. Поскольку ни одна из антиспамовых систем не может обеспечить стопроцентного разделения деловой и "мусорной" корреспонденции, риски подобного типа всегда будут существовать. В целом, потери от спама по этой статье пока невелики, но они имеют тенденцию к росту, вследствие постоянного обострения борьбы "щита и меча" - спама против антиспамовых систем.

 

Эскалация конфликта

Автор: Юрий Шитов

Опубликовано 25 ноября 2004 года

 

Вторая часть подробного исследования "Экономика спама". Первую часть читайте здесь.

 

С мира по клику - спамеру сорочка

 

Для начала обратимся к статистике Рунета. Ежемесячный доход спамера-одиночки составляет не менее двух тысяч долларов США. Крупные спамерские конторы благодаря обильному потоку клиентуры зарабатывают от 30 тысяч долларов в месяц. По разным оценкам, доходы российских спамеров в 2003 году составили от полутора до пяти миллионов долларов. Всего же в 2003 году в мире было разослано около 30 млрд. писем, прибыль от которых составила около $5 млрд. По прогнозам экспертов, если тенденция сохранится, то к 2007 году эта цифра составит $40 млрд. Однако, каковы бы ни были реальные доходы спамеров, ущерб от их деятельности существенно выше. Пришло время взглянуть на проблему с другой стороны.

А у меня спам, и значит, мы умрем

 

Удачный бизнес спамеров оборачивается головной болью всех остальных сетян. Некоторые отчаянные пессимисты, такие как профессор Хельсинкского политехнического университета Ханну Кари, вообще предрекают смерть интернета уже к 2006 году из-за пандемии спама и вирусов. Умеренный пессимист Антон Носик ("Рамблер") говорит о возможной смерти собственно электронной почты. Хотя, на наш взгляд, опасения преувеличены, серьезность проблемы налицо. По оценкам специалистов, общий ущерб от спама в прошлом году составил $20 млрд. Попытаемся теперь оценить основные статьи потерь, связанных со спамом.

 

Спам подкрался незаметно: потери на доставке. Доставку спама, в конечном итоге, оплачивает потребитель, то есть мы с вами. Выходит, спамеры облегчают наши карманы. По различным оценкам (АДЭ, "Рамблер", управление "К" ГУСТМ МВД) у граждан России в прошлом году спамеры похитили от 55 до 200 миллионов долларов США. Только частные интернет-пользователи России ежегодно платят совокупный "налог на спам" в размере порядка $120 млн., что шестикратно превысило бюджет госпрограммы "Электронная Россия" в 2002 году.

Одним из направлений борьбы со спамом является предотвращение подделки обратных адресов. О предназначенной для этого технологии SPF читатйте в статье "Предъявите паспорт"

 

Главной мировой тенденцией является постоянный и неуклонный рост доли спамерских писем в объеме электронной корреспонденции. В этом году был установлен печальный рекорд: сначала доля спам-сообщений превысила долю нормальной корреспонденции, а в настоящее время ее доля уже находится на уровне 63-85% (63% - MessageLabs, "Мировой спам за первое полугодие"; 70-80% - "Ашманов и партнеры", данные по Рунету за тот же период; 85% - ITU, "Мировой спам в июле", 75% - Postini, сентябрь; более 85% - Email Systems, "Британская почта в августе 2004 г."), опровергая прогнозы Radicati Group, обещавшей 70% к 2007 году. По данным последней, из 68 млн. ежедневно отправляемых сообщений 35 млн. являются спамом. Из-за столь бурного роста американские аналитики из компании Basex присвоили спаму как явлению титул "Продукт года". По их мнению, ни одно "изделие" не повлияло на бизнес во всём мире в такой степени, а количество спама и связанных с ним проблем удвоилось. Поэтому не исключено, что спам станет и "Продуктом года-2004".

 

Эх, полным-полна моя коробочка: потери рабочего времени. Работая со своей почтой, люди неизбежно тратят время на сортировку спамерских сообщений. Чем больше спама приходится им отсеивать, тем больше потери рабочего времени, влекущие за собой снижение производительности труда. По мнению многих экспертов, именно этот фактор, с одной стороны, трудно поддается точной количественной оценке, а с другой стороны, определяет основные потери фирм от спама (в частности, в несколько раз превышает потери на техническую доставку).

 

Для оценки такого ущерба необходимо знать среднее время, затрачиваемое работником на обработку спам-письма и среднее количество получаемых работником спам-писем в день. Разброс в оценках этих показателей довольно большой, соответственно, оценка ущерба колеблется в широких пределах. Например, оценки потерь фирм США из-за снижения производительности труда работников, связанной с обработкой спам-корреспонденции, в 2003 году колеблется от $10 млрд. (Ferris Research) до $87 млрд. (Nucleus Research). Причиной такого расхождения является широкий разброс в оценке продолжительности средней обработки спам-письма пользователем - от 4 до 84 секунд.

 

Спама на спаме не оставим: расходы на защиту. Стремясь оградить себя от нежелательной почты и связанных с ней потерь в производительности, фирмы выделяют существенные средства на противоспамерские системы. Основные затраты по этой статье - покупка необходимого оборудования и ПО. Поскольку спамеры постоянно совершенствуют стратегию своих действий, существенная доля средств тратится на постоянное сопровождение антиспамерских систем (мониторинг, контроль, обновление и т.д.).

 

В 2003 году фирмы США потратили на антиспамерские мероприятия от $120 млн., по данным Ferris Research, до $635 млн., если верить Radicati Group. Все специалисты в один голос твердят о неуклонном росте затрат на данном сегменте рынка. В частности, объем антиспамерского рынка США в 2005 году предсказывается на уровне $2 млрд. Европейский рынок антиспамовых решений к концу 2004 г. составит 207 млн. евро, а к 2008 г. вырастет до 447 млн. евро (Radicati Group). Опрос сотрудников 82 компаний из списка Fortune 500, проведенный фирмой var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz